+7 (48677) 2-22-83
Наш адрес: г. Ливны, ул. Фрунзе, д. 11
 
 
 
 
 
 

Немного о режиме

    Вы, наверное, обращали внимание на то, как неправильно ведут себя некоторые люди: вечно спешат, не вовремя ложатся спать, не успевают сделать даже утреннюю зарядку – словом совершенно не соблюдают простейший режим дня. Такой образ жизни может стать причиной многих неприятностей и даже заболеваний. Известный русский физиолог Н.Е. Введенский писал о том, что бесплановость, беспорядочность жизни быстро утомляют нервную систему, ведут к изнашиванию организма. Он отмечал, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, столько от того, что неправильно организовывают свою работу. Воспитывать сознательное отношение к труду и отдыху, дисциплинированность и умение правильно распределять свое время надо с детства. Одно из главных условий воспитания здорового ребенка – рациональный гигиенический режим, то есть четкий распорядок жизни, насыщенный оздоровительными занятиями: физкультурой, играми на свежем воздухе, спортом. 

    Все физиологические процессы совершаются в организме человека в определенном ритме. Поэтому очень важно приучить ребенка к строго чередующемуся режиму бодрствования, сна, игр, отдыха, приема пищи. Именно так с детства формируются полезные привычки и навыки, воспитание которых имеет огромную ценность для укрепления здоровья и повышения работоспособности.

    Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой. Своими бесконечными капризами они взвинчивают себя и выводят из равновесия родителей. Неопытные родители обращаются к врачу, считая, что их ребенок нуждается в лечении и успокоительных лекарствах. И не понимают, что лучшим лекарством для их малыша будет соблюдение режима дня, без которого он не может правильно развиваться. Ребенок должен в определенное время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня надо предусмотреть время для прогулок и игр. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными. 

    Планируя распорядок дня ребенка, можете придерживаться такого примерного режима, рекомендуемыми врачами-педиатрами. 

    Кормить детей дошкольного возраста надо четыре раза в день через 3 – 4 часа. Дети до 3 – 4 лет обычно спят днем 2 часа, ночью – 12 часов, у 5 – 6-летних детей дневной сон составляет 1,5 часа, а ночью – 11 часов. Гулять с детьми надо в любое время года и при любой погоде. Это хорошо закалит их и сделает устойчивее к простудам. Желательно чтобы зимой и осенью они находились на воздухе не меньше 4-5 часов в день; 2-3 часа до обеда и 2 часа после дневного сна, а весной и летом практически все свободное от сна время. 

    Физические упражнения, удовлетворяющие естественные потребности детей в движении, надо обязательно включать в режим дня. При правильно организованных занятиях физкультурой ребенок своевременно овладевает двигательными навыками и умениями. Возможность ввести в распорядок дня совместные занятия с родителями существуют почти всегда. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его.

    Ежедневно надо выполнять утреннюю гимнастику, на нее отводится 5-10 минут. Два-три раза в неделю проводят физкультурные занятия. Для младших дошкольников время занятий не должно превышать 35 мин, а для старших – 45 мин. Необходимы ребенку и подвижные игры во время прогулок по 10-20 мин не меньше двух раз в день. 

    Двигательная активность оценивается по ее объему, интенсивности и продолжительности в режиме дня. Специалисты считают, что ребенок должен находиться в движении не менее 50% времени бодрствования. Занятия физкультурой в семье помогают восполнить дефицит движения. 

    Объем движений можно определить количеством шагов в сутки (или за другой отрезок времени). Для детей 3 лет количество шагов в сутки должно составлять 9-9,5 4-лет - 10-10,5 5 лет – 11-12 и 6 лет – 13-13,5 тысячи. Для подсчета шагов приобретите шагомер. Если при контроле вы обнаружите, что ребенок движется меньше, чем ему положено по возрасту, то надо принимать срочные меры. Настойчиво добиваться большей подвижности, особенно если ребенок ослаблен или предпочитает посидеть, а не побегать. 

    Об интенсивности двигательной активности судят по изменению пульса. Частота сердечных сокращений (ЧСС) характеризует физиологическую стоимость различных упражнений. Для чего это необходимо знать? Прежде всего, для того, чтобы правильно распределить нагрузку во время занятий физкультурой с ребенком. Начинают обычно с небольшой нагрузки, постепенно увеличивая ее к середине занятий. К концу занятий интенсивность нагрузки должна снижаться. 

    Малыш обладает необходимыми двигательными навыками постепенно, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в освоении движений, правильно сочетать основные виды спортивных упражнений в занятиях. 

    Вот некоторые рекомендации:

    - различные виды ходьбы и бега, помогающие ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении; 

    - упражнения на равновесие – освоение ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от земли площади опоры; 

    - обучение прыжкам – от простых упражнений в подпрыгивании на месте и более сложным: спрыгиванию, прыжкам в длину с места и с продвижением вперед;

    - игры и упражнения с мячом – прокатывание мяча, бросание его о землю, в цель, на дальность;

    - упражнения в лазании – от несложных упражнений в ползании, перелезании, к более трудным заданиям: влезанию на гимнастическую стенку, лесенку. 

    Организм ребенка на разных этапах неодинаково восприимчив к физической нагрузке. Ученые выделяют у дошкольников несколько критических этапов. Это 3-й, 5-й и 7-й годы жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка энергообеспечивающей и двигательной функций. Также доказано, что дети от 4 до 5 лет развиваются наиболее интенсивно и гармонично. Знание критических периодов в развитии функциональных систем организма малыша, в том числе двигательной, позволяет установить оптимальные сроки обучения и воспитания.
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Учебный процесс
           
    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
           
    Наши группы
           
    Странички педагогов
           
    Конкурс "Воспитатель года России"