+7 (48677) 2-22-83
Наш адрес: г. Ливны, ул. Фрунзе, д. 11
 
 
 
 
 
 

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования (выступление на IV Муниципальных педагогических чтениях "Качественное образование - будущее России")

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение умений самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. 

    Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? А также почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. 

    Углубленно занимаясь с детьми экспериментированием на протяжении нескольких лет, выделила следующие задачи: 

    - сформировать у детей знания об окружающем мире; 

    - привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности; 

    - повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью. 

    В первую очередь, усилия направила на создание предметно-развивающей среды: обновление дидактических и развивающих игр, создание рисунков, схем, моделей, изготовление паспортов комнатных растений, оборудование мини-огородов, оформление цветников и клумб. В работе по детскому экспериментированию использовала картотеку опытов, картотеку загадок, карточки-схемы опытов. 

    Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, расположенный в доступном для детей месте. Материал в нем постоянно обновляется и пополняется, систематизирован: 

    • Приборы-помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. 

    • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. 

    • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена и т.д. 

    • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и т.д. 

    • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. 

    • Красители: гуашь, акварель и т.д. 

    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д. 

    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, пилки, сито, свечи и т.д. 

    Кроме этого, в уголке экспериментирования представлен и дидактический материал: схемы, модели с алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, различные коллекции. Для поддержания интереса к экспериментированию дошкольники получают задания, в которых проблемные ситуации моделируются от сказочного героя или другого персонажа, например, Почемучки, Незнайки.

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, т.е. используются в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Детям нравятся задания, в процессе решения которых вместе со взрослыми они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать. 

    Свои первые игры-экспериментирования с предметами и явлениями начинали с детьми младшего возраста, когда они учились сравнивать горячее и холодное, сладкое, кислое и соленое, узнавать на вкус чай, молоко, воду и т.д. В процессе игр-экспериментов ребята узнали, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учились правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментов у детей задействуются все органы чувств, так как они имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус. С возрастом опыты усложнялись, в ходе них дошкольники выясняли, как образуется тень, как действует сила притяжения, какие материалы взаимодействуют с магнитом и другие. 

    В зимний период дети определяли свойства снега и льда, не один раз убеждаясь, что они состоят из воды, обнаруживали в них вещества, загрязняющие воздух. Ребятам очень нравится проводить опыты с водой, узнавать все новые свойства этого знакомого всем вещества, дома показывать опыты родителям. Во время наблюдений на прогулках определяли направление ветра, сравнивали свойства мокрого и сухого песка, и многое другое. 

    На первых этапах экспериментирования предлагаю детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого дети самостоятельно проводят опыт. В дальнейшем использую схемы экспериментов, карточки-подсказки. 

    При организации работы по экспериментированию использовали различные формы: 

    - организованная образовательная деятельность; - экскурсии; 

    - чтение художественной и энциклопедической литературы; 

    - развлечение; 

    - опыты; 

    - беседы. 

     Чтобы поддержать детский интерес к экспериментированию и закрепить полученные знания, регулярно провожу консультации, собрания для родителей. Хорошо зарекомендовали себя обучающие занятия с родителями, где были даны советы по организации интересных опытов в домашних условиях, разработаны памятки. Родители, в свою очередь, оказывали помощь в пополнении уголка экспериментирования необходимым оборудованием, энциклопедической литературой. 

     Подводя предварительные итоги, можно сказать, что в процессе исследовательской деятельности наши дети научились видеть и выделять проблему, выдвигать предположения, осуществлять эксперимент и делать выводы, а также доказали, что в процессе детского экспериментирования происходит развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников.
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Учебный процесс
           
    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
           
    Наши группы
           
    Странички педагогов
           
    Конкурс "Воспитатель года России"