+7 (48677) 2-22-83
Наш адрес: г. Ливны, ул. Фрунзе, д. 11
 
 
 
 
 
 

Обучение рисованию старших дошкольников (из опыта работы)

    Обучение рисованию старших дошкольников 

    (Из опыта работы)

    Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. 

    Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. 

    Наши занятия предполагают неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Немаловажно, что занятия по ИЗО также дисциплинирует детей, готовят руку ребенка к школе, развлекают, знакомят с окружающим миром. 

    На занятиях по изобразительному искусству: 
    • дети учатся понимать произведения искусства, 
    • овладевают всевозможными изобразительными приемами, 
    • знакомятся с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, пластилин, солёное тесто и т.д.), 
    • используют различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, пластилинография, аппликация, коллаж, оригами, поделки из природного материала и т.д.), 
    • учатся проявлять самостоятельность и творческий подход к работе, 
    • знакомятся с жанрами живописи, репродукциями картин известных художников. 

    Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Остановимся сегодня на рисовании. 

    Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование развивает у детей чувственно-двигательную координацию, развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. 

    Обучая дошкольников рисованию, особое внимание уделяю решению двух взаимосвязанных задач: 
    - пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни; 
    - сформировать у них изобразительные навыки и умения. 

    Занятия наши направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным и интересным. Работу по рисованию веду по программе М.А.Васильевой. Использую в своей работе разработки Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и не так давно стала использовать методику И.А.Лыковой. 

    Изучив программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду, я выделила основные направления в своей образовательной работе: 
    1) отработка технических навыков; 
    2) воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности; 
    3) обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета; 

    Эти задачи решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются с учетом возрастных и психологических особенностей каждого периода. 

    Уже ни для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их. 

    Для детей старшего дошкольного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы. Потом – сама работа детей. Последнюю часть занятия оставляю для самостоятельной доработки рисунка детьми. 

     Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во-первых, нацеливает детей на создание сюжетной работы. Во-вторых, организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее - получает возможность ещё поработать. В-третьих, проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы, видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её. 

     Одно из ведущих направлений в моей работе – это обучение техническим навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и у старших дошкольников. 

     Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке, я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямые и дуги. 

    Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшем дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке - короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета. 

     При закрашивании красками больших поверхностей использую такой прием. Говорю растягивая: «Ра - а - аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два - а - а»- рядом провожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения. 

    Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет – эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию, когда работаем с красками. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению композиций пейзажа: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус. 

    Для того чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и прочего можно передать своё отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разной техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием перевоплощаются в изображаемый образ - своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п. 

     Ещё один прием: ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного его товарищем, этот приём учит детей оценивать, насколько его средства выразительности понятны для окружающих. 

     Если мы хотим развивать способности ребёнка, привить ему любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо искать новые формы работы с детьми. Именно поэтому в своей работе я использую нетрадиционные приёмы в обучении детей рисованию. Это и пальчиковая живопись, и кляксы, и даже рисование мыльными пузырями. 

     Мною собраны много книг по нетрадиционной технике рисования. Это книга Л. В. Куцаковой «Мама, я умею рисовать», разработки Н.В.Дубровской «Яркие ладошки». Они очень помогают мне в работе. Сегодня мне хочется вас познакомить ещё с одним способом нетрадиционного рисования, который мы ещё не использовали с детьми. Но мне он, кажется, очень интересным и я собираюсь его использовать в своей работе. Это рисование солью. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберёт в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда-нибудь. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек. 

     А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями. Главное, чтобы это доставляло ребёнку удовольствие. 

     Мною ведётся системная работа с родителями, так как семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. 

     В уголок для родителей помещаю консультации «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду», «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника» и т.д. Делаю памятки, рекомендации для родителей «Как подготовить рабочее место для рисования», «Порисуй со мной мама». Провожу анкетирование для родителей по теме. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – обогатить духовный мир ребёнка. 

     Итак, своим опытом работы я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы, взрослые, должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так, чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное, его духовное развитие.

       
       
       
       
       
     
       
       
       
       

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Учебный процесс
           
    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
           
    Наши группы
           
    Странички педагогов
           
    Конкурс "Воспитатель года России"